воскресенье, 21 июня 2015 г.

Враман-пранаяма

Так называют дыхательное упражнение, выполняемое во время ходьбы. В йоговской среде оно ещё носит имя «походка силы», хотя на первый взгляд в этом упражнении нет ничего сложного. Мера отсчета – шаги , а соотношение вдоха и выдоха 1:1,5. например, в течение четырёх шагов ты делаешь вдох, ну а на шесть шагов, разумеется, выдох. В далёком 1984 году меня эта пранаяма заинтересовала с двух сторон: во-первых, для её выполнения не надо тратить какое-то особое время. Идёшь на остановку троллейбуса из дома и заодно занимаешься йогой. Во-вторых, если довести соотношение вдоха и выдоха до 40:60 (сорок шагов вдох и шестьдесят шагов выдох), то будет понятен принцип левитации (парения над землёй). Нам так сказал Учитель и я безоговорочно в это поверил.
            Начал как раз с простого и понятного для себя четыре на шесть. Через неделю я уже шагал к остановке, делая вдох на шесть шагов, а выдох на девять. Дело бело летом, воздух был тёплым и никаких затруднений для повышения уровня тренированности в этой пранаяме у меня не было. Как следствие, ещё через неделю 8:12 стало моей привычной враман-пранаямой. А потом случилось то, что остановило меня в этих тренировках на много лет.
            Итак, после освоения 8:12 я себя сильно зауважал. На лёгкость походки я никогда не жаловался, а тут прямо крылья за спиной выросли. Решив, что мне уже многое по плечу, я подумал не о следующем шаге освоения враман-пранаямы, а о прыжке вперёд. С этими мыслями очередным утром я вышел из парадной своего дома на улице Орджоникидзе и направился по знакомому маршруту к остановке на проспекте Космонавтов. Расстояние метров в четыреста я преодолевал за пять минут, но только не этот раз. Начал бодро – двенадцать шагов вдох, восемнадцать выдох. Сразу понял, что посторонним мыслям в голове не место, иначе могла бы сорваться концентрация, а уже в первый раз этой враман-пранаямы хотелось выполнить её без помарок. Метров через сто пятьдесят – двести появилась какая-то текучесть в теле и ощущение сна наяву. А потом, как говорят боксёры, выключили свет.
            Очнулся я рядом с дорожкой на газоне. Мимо спешили граждане СССР на работу, поглядывая на меня с недоумением. Время я никак не засекал, но похоже, что мой обморок длился всего несколько секунд, иначе бы сердобольные женщины начали бы вокруг меня хлопотать. Завалился я удачно: соблюдая правосторонние принципы хождения, видимо, осел и повалился вправо, прямо на траву. Ну что ж, с кем не бывает. Привстал, помотал головой, отряхнулся и пошёл дальше. С тех пор до двухтысячных годов так и остался на уровне 8:12, 10:15, развивая себя по-другому, опасаясь практиковать более интенсивную враман-пранаяму.
            С прошествием многих лет к любым йоговским и нейоговским практикам я стал подходить в том числе с кармических позиций. Например, вдох – это приём информации и всего того, что даёт жизнь, а выдох – это обработанная тобой информация или твои поступки в этой жизни. Таким образом, цикл дыхания вдох и выдох – это микро-иллюстрация законов кармы: что посеешь, то и пожнёшь. С увеличением числа решаемых мной вопросов (семья, работа, тренировки, творчество и т.п.) мне требовалось всё больше и больше информации обрабатывать в единицу времени. Чтобы повысить эффективность рабочего времени, надо было и это так и осталось, принимать правильные решения тут же, как только возникал любой вопрос. И я вновь обратился к тренировкам враман-пранаямы, как к средству, позволяющему универсально развивать интеллект, энергетику и обычную физическую выносливость.
            Усиленная практика враман-пранаямы тут же показала, что с наскока её не одолеть. Тренироваться можно было только на улице, так как ходить по комнате по кругу мне не понравилось, а погода у нас в Петербурге не всегда для этого подходит. В дождь враман-пранаяма не идёт, осенью, зимой и весной мешают сопли. Переход на моно-сыроедение, кстати, было ещё одной причиной, чтобы устранить лишнюю слизь (шлаки) из организма, мешающие ровному продолжительному вдоху и выдоху. Так, за несколько лет, освоил 16:24, а тренируясь вместе с участниками Гранда на берегу Ладожского озера, перешёл уже на 24:36. Больше всего меня впечатляли не эти цифры, а то, что происходило со смной в результате этого. Голова освобождалась от лишнего хлама, а на решение любых вопросов уходили считанные мгновения. Повысилась выносливость, что позволяло на равных спарринговать с молодыми боксёрами. В творчестве произошёл очередной прорыв, благодаря которому было написано несколько книг и записано много новых аудио-лекций.
            Летом 2009 года я по приглашению был в Лондоне и, по счастью, гостиница, в которой я остановился, располагалась в двух шагах от «Гайд-парка». Служители открывали калитки парка в 6.00 часов и первым, кто в него входил – был я. Ровные асфальтовые дорожки тянулись на километры, редкие ladies & gentlemen  с воспитанными собаками были напересчёт в эти утренние часы, и я упивался практикой враман-пранаямы. Уже на уровне 16:24 возникает состояние динамической медитации, а дальше динамическое самадхи. Короче, я полюбил «Гайд-парк» за то, что в нём довёл враман-пранаяму до 80:120, а в последний день прошёлся 100:150. Тем же летом в Карелии, уже по карельским просёлкам, я застабилизировал результат 200:300, что помогло спокойно пережить «финансовый кризис» и всё, что связано с ним. Сознание стало более ровным, отражение мыслей окружающих людей более чётким, тайн стало ещё меньше…
            Нынче моя враман-пранаяма – это 300 шагов вдох и 450 шагов выдох. Чтобы прийти к этой практике, надо спокойно принимать всё без исключения, что даёт жизнь. Надо стать частью этой жизни, частью мироздания, частью воли Божьей, иначе долгий вдох не получится. А выдох? Выдох – это сплошная безусловная любовь, источаемая сердцем и всей внутренней сутью. Получается, что формула враман-пранаямы – Бог есть любовь. Если ты будешь практиковать враман-пранаяму, то сам станешь элементом этой формулы, а это гораздо более приятное и нужное состояние, чем левитация.
 P.S.
Практика враман-пранаямы позволяет осуществлять астральные выходы в динамике: при ходьбе или любой другой деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий